Людвиг ван Бетховен


Соната для фортепиано №31 As-dur, op.110

Время создания: 1821 год.

В сонате 3 части:

1. Moderato cantabile molto espressivo
2. Allegro molto
3. Adagio, ma non troppo - Fuga. Allegro, ma non troppo


Смотреть видео сонаты для фортепиано №31 As-dur, op.110




Характеристика сонаты

Эта соната, не имеющая посвящения (Бетховен предполагал посвятить ее (равно как и после­дующую) матери Максимилианы Антонии Брентано, но затем не исполнил своего намерения), была окончена в декабре 1821 года и издана в 1822 году.

Как и предыдущая, соната ор. 110 очень «романтична» и содержит весьма характерные в данном плане частности: они особенно бросаются в глаза рядом с некоторыми отзвуками былой активности бетховенской «драматуpгии».

Наброски сонаты ор. 110 возникли в счастливое для Бетховена лето 1820 года (тогда же, когда родились первые эскизы сонаты ор. 109, сонаты op. 111 и неосуществленной сонаты B-dur).

Однако дальнейшее сочинение сонаты ор. 110 совпало с новыми жизненными испытаниями Бетховена, с периодом тяжелых моральных и физических страданий.

В своем разборе сонаты ор. 110 Ромен Роллан отмечает, что безоблачное начало первой части, как бы продолжающее самые умиротворенные из образов сонаты ор. 109, было, очевидно, написано Бетховеном без предвидении того, что за ним последует.

В первой части сонаты Ромен Роллан усматривает столкновение светлых лирических воспоминаний с печалями, заботами и мрачными тенями действительности. В конце — смиренная робость, отречение. Вторая часть выражает «резкость, грубоватость, привычные Бетховену в его крутых и кратких забавах».

«Люди страстные, возвышенные имеют часто, как Бетховен, «двойника», другое «я», очень отличное, персонаж, исполненный иронии и насмешки, с которым они, освободившись от чрезмерного груза серьезности, проводят часы отдыха». Конец скерцо — вопросителен; что ждет дальше — радость или скорбь — неизвестно. «Эго скорбь», — лаконично отвечает Р. Роллан характеризуя Adagio, в котором он находит реализм звукописи душевного страдания.

Начало фуги подобно «дружескому рукопожатию». Два приступа горя сопровождаются двумя как бы подкрепляющими репликами фуги. В конце концов произведение, исполненное страданий, «завершается победой».

«Представим, восклицает Ромен Роллан, — что бы написал Бетховен под натиском подобных побуждений десятью годами раньше! Какие это были бы акценты необузданной скорби и ярости!.. Мудрость пришла на старое, изможденное чело. Мы соберем ее прекраснейший плод в Ариэтте из ор. 111».

(Юрий Кремлев. Фортепианные сонаты Бетховена)

Copyright © Lunnaya-Sonata.Ru 2020-2021