Людвиг ван Бетховен


Соната для фортепиано №27 e-moll, op.90

Время создания: 1814 год.
Посвящена графу Морицу фон Лихновскому.

В сонате две части:

1. Con vivacita e sempre con sentimento ed espressione
2. Non troppo presto e molto cantabile


Смотреть видео сонаты для фортепиано №27 e-moll, op.90




Характеристика сонаты

Эта соната, посвященная графу Морицу Лихновскому, была сочинена в 1814 г. (Закончена 16 августа 1814) и опубликована в 1815 году. Наличие в произведении всего двух частей выражает тенденции лаконизма, присущие ряду поздних фортепианных сонат Бетховена. Ленц охарактеризовал эту сонату как последнюю в рамках «второго стиля». Так или иначе, следует особо отметить значительный временной пробел (более 4 с половиной лет) между этой сонатой и предыдущей. Но если учесть до известной степени поверхностный характер сонат ор. 79 и ор. 81а, следует рассматривать ор. 90 как продолжение тенденций, наметившихся в ор. 78.

Грандиозная очищающая буря «Аппассионаты», промчавшись, уже не повторится. По она оставила в душе Бетховена неизгладимый след. В наиболее экспрессивных из своих поздних сонат Бетховен предстает нам чаще всего умудренно-сдержанным. Страсти уже не бушуют, но полнота и глубина чувств необыкновенны.

Созерцательности и шутливой резвости ор. 78 противостоит эмоциональное прямодушие и ласковость op.90.

Известен рассказ Шиндлера об образном содержании сонаты ор. 90.

Граф Мориц Лихновский полюбил певицу придворного театра Штуммер, но внешние обстоятельства (разница социального положения) долгое время препятствовали их браку, который под конец все же состоялся. Получив посвященную ему сонату, Лихновский заподозрил в ней сюжетное содержание и спросил об этом Бетховена. Бетхвен ответил, что первая часть сонаты рисует «борьбу между рассудком и сердцем», а вторая «разговор с любимым».

Рассказ этот ничем не был доказан, но он вполне правдоподобен. Музыка обеих частей хорошо согласуется с программой. В первой части господствует борьба начал, во второй — мир спокойных, счастливых эмоций. Кроме того, подобная идея замысла имела, как мы видели, прецедент в борьбе «двух принципов», о которых Бетховен говорил применительно к сонатам ор. 14.

Вдохновившись, возможно, историей любви Лихновского и Штуммер, Бетховен, однако, в образах сонаты ор. 90 высоко поднялся над случайным, единичным и создал музыку большой обобщающей силы.

Обе части сонаты снабжены только немецкими основными обозначениями темпов и манеры исполнения.

(Юрий Кремлев. Фортепианные сонаты Бетховена)

Copyright © Lunnaya-Sonata.Ru 2020-2021