Людвиг ван Бетховен


Соната для фортепиано №25 G-dur, op.79 «Kuckuckssonate»

В сонате 3 части:

1. Presto alla tedesca
2. Andante
3. Vivace


Смотреть видео сонаты для фортепиано №25 G-DUR, OP.79 «KUCKUCKSSONATE»




Характеристика сонаты

Эта соната, названная в некоторых изданиях сонатиной (сам Бетховен отметил ее уменьшенные размеры) и не имеющая посвящения, была опубликована в 1810 году. О времени ее происхождения велись споры. Но если даже она возникла не в 1809 году, а значительно раньше, вряд ли можно отрицать факт серьезной позднейшей обработки. Скорее всего мы имеем тут одно из произведений, в которых Бетховен зрелой поры, как бы ища творческого отдыха, обращается к несколько старомодным традициям классицизма, окрашивает их своеобразием своем мысли, некоторой долей иронии (Вспомним хотя бы ряд моментов восьмой симфонии.) и вместе с тем нет-нет да и заглядывает в будущее. Подобным произведениям присуща особая прелесть.

А. Рубинштейн отмечал, что соната ор. 79 (как и предыдущая) «тоже лаконическая и юмористическая. Тема финала поразительно похожа на популярную у нас одно время песню «Ванька с Танькой», только с фигурами».

Первая часть (Presto alla tedesca, G-dur) обращена к тем мелодическим и ритмическим элементам немецких танцев, которые были прелестно воплощены еще Моцартом, а позднее так поэтично расцвели у Шуберта. В разработке выделяются остинатные терции скачков левой руки; из-за этих терций, напоминающих давно использованный и музыке крик кукушки, вся соната получила прозвище «Kuckuckssonate». Однако перед нами отнюдь не поэтическая кукушка природы, какую можно услышать в конце «сцены у ручья» из шестой симфонии. Это лишь механическое отображение крика кукушки в музыке, ставшее основой размеренного тонико-доминантового и доминантово-тонического каданса, так хорошо организующего фигуры танца.

Напротив, во второй части (Andante, g-moll) чувствуется тихая, успокаивающая ласка мерных колыхании и журчании природы, на фоне которых льется задушевная, чуть сентиментальная песня. Еще тонки, но уже ясно заметны нити, ведущие отсюда к песенности Шуберта, Шумана, Мендельсона. Волнообразный аккомпанемент шестнадцатых (с т. 10) предвещает переход к романтической фактуре обволакивающих мелодию звуковых фонов.

В третьей и последней части (Vivace, G-dur) опять торжествует хороводность и танцевальность. Главная тема финала, вызвавшая у А. Рубинштейна русские ассоциации, весьма фольклорна (что подчеркнуто и типом её вариаций).

Своим простодушием финал органично замыкает сонату, богатую народными элементами.

Своеобразный отклик Бетховена на политические события национальных войн мы находим в следующей сонате, имеющей объявленную автором программу.

(Юрий Кремлев. Фортепианные сонаты Бетховена)

Copyright © Lunnaya-Sonata.Ru 2020-2021