Людвиг ван Бетховен


Соната для фортепиано №18 Es-dur, op.31 №3 «Охота»

Соната для фортепиано № 18 ми-бемоль мажор, op. 31 № 3 была написана Бетховеном в 1802 году, вместе с сонатами № 16 и № 17. Это последняя соната Бетховена, в которой в качестве одной из частей использован менуэт, и вообще последняя (за исключением сонат № 28 и 29), содержащая больше трёх частей.

В сонате четыре части:

1. Allegro
2. Scherzo: Allegretto vivace
3. Menuetto: Moderato e grazioso
4. Presto con fuoco


Смотреть видео сонаты для фортепиано №18 Es-dur, op.31 №3 «Охота»




Характеристика сонаты

Эта соната, начало работы над которой сле­дует отнести, по видимому, к весне или лету 1802 года, совершенно лишена драматизма пре­дыдущей. В ней — утверждение радости и спокой­ного, тяготеющего к народности, объективного начала. Весьма возможно, что непосредственные предпосылки образов сонаты Es-dur следует свя­зывать с тем, по собственным словам Бетховена, «высоким мужеством», подъемом духа, который композитор испытал в Гейлигенштадте летом 1802 года, перед мучительным кризисом знамени­того «завещания».

Но значение образов сонаты, конечно, перерас­тает рамки такого периода духовного подъема. Соната Es-dur подводит жизненные итоги долгих страданий и раздумий Бетховена.

Примечательны также особенности ее фор­мы - возврат четырехчастности и давно не упот­реблявшегося Бетховеном менуэта, отсутствие (даже при четырехчастном составе) медленной части, двухдольный ритм скерцо, особая сонатная структура формы (включающей элементы рондо) финала. Во всем этом сказываются интенсивней­шие творческие поиски на грани будущих великих свершений «Авроры» и «аппассионаты».

А. Рубинштейн отметил, что соната ор. 31 № 3 «полна юмора и веселости, особенно в финале. Менуэт оригинален».

Довольно пространную характеристику сонаты ор. 31 № 3 мы находим у Б. В. Асафьева. По его словам, эта соната «отличается бодростью тона и ритмически острой поступью. Характер музыки светлый, радушный и открытый. От каждой из че­тырех частей сонаты веет здоровьем и полнотой жизневосприятия; даже спокойный и рассудительный менуэт — третья часть при некоторой своей (благодушной, впрочем) чопорности и благород­ной холодности, не лишен все-таки искренности и задушевности. Первая же часть — allegro — с ее скачущими ритмами, затем подвижное и динами­чески эффектное скерцо с ломаными линиями, с неожиданными остановками и столь же неожи­данными акцентами-ударами, и, наконец, бурный, огненно-порывистый финал, несущийся словно ди­кая тарантелла, напоены сочной, жизнерадостной и одушевленной музыкой, не знающей ни устало­сти, ни отдыха. Это светлый, кристально чистый горный поток».

Это вместе с тем и завершение всего сонатно­го цикла ор. 31. В первой из сонат цикла господ­ство иронии, порою скрывающейся за светской маской, свидетельствует о том, что композитор, даже желая угодить заказчице и, быть может, уй­ти от себя, забыться, — все-таки сохраняет силу могучей индивидуальности. Во второй из сонат проносится и замирает в чистой печали народных песенных образов драма глубокой, несчастной страсти. Третья из сонат показывает нам Бетховена готовым, несмотря на все стоящие впереди жестокие испытания, к светлому и мужественному приятию жизни.

(Юрий Кремлев. Фортепианные сонаты Бетховена)

Copyright © Lunnaya-Sonata.Ru 2020-2021