Людвиг ван Бетховен


Соната для фортепиано №17 d-moll, op.31 №2 «Буря»

Соната для фортепиано № 17 ре минор, op. 31 № 2, была написана Бетховеном в 1801/02 году, вместе с сонатами № 16 и № 18. Неофициальные названия: «Буря» (Der Sturm), «Соната с речитативом», «Шекспировская соната».

В сонате три части:

1. Largo — Allegro
2. Adagio
3. Allegretto


Смотреть видео сонаты для фортепиано №17 d-moll, op.31 №2 «Буря»




Характеристика сонаты

В отличие от предыдущей сонаты, сочетающей буйную живость со светскостью и иронией, сона­та ор. 31 № 2 насыщена глубокой страстностью переживаний. Не будем удивляться этому — ведь подобные контрасты (в пределах одного опуса) типичны для Бетховена.

Соната d-moll — возврат к патетике, но уже на основе психологической гибкости и сложности, завоеванных в результате творческого роста.

Известно, что, когда Шиндлер спросил Бетхо­вена относительно образного содержания музыки сонат ор. 31 № 2 и ор. 57, композитор ответил: «Прочтите «Бурю» Шекспира».

Исследователи прибегали ко всевозможным догадкам, чтобы истолковать эти краткие слова автора. Думается, что ближе всего к истине подо­шел Ромен Роллан, указавший, что бетховенское искусство в этот период зрелости своеобразно вы­ражает антитезу «Бури» — антитезу «потока не­умолимой и дикой силы» и «владычества мысли, которая парит в высоте».

По мнению Ромена Роллана, соната d-moll «представляет один из наиболее поразительных у Бетховена примеров прямой речи в музыке. Это он, он сам!».

Ромен Роллан очень верно связывает образы сонаты ор. 31 № 2 с переломным периодом жизни Бетховена, периодом величайшего душевного на­пряжения. По словам исследователя, Бетховен мог бы посвятить эту сонату «самому себе. Набросок помечен зимой 1801 —1802 года, и окончена она была летом 1802 года: значит, она помещается между знаменитым письмом к Вегелеру 16 нояб­ря 1801 года и «Гейлигенштадтским завещанием» (6—10 октября 1802 года). Она напоминает гор­деливые выражения первого: любовь, скорбь, борьба, экзальтированное восприятие жизни, не­укротимая энергия. Она молниями возвещает о мрачном героизме и безнадежных криках второ­го».

Пылкая любовь к Джульетте Гвиччарди и ве­ра в ее ответную любовь, неуемная жажда счастья и полноты жизни, усиливаемая грозными симптомами роковой болезни, чувство расцвета духовных и физических сил (отсюда девиз «ни­какого покоя»), гневное и страстное желание пре­одолеть все препятствия, «схватить судьбу за глотку» — вот главные идеи письма к Вегелеру. Противоположный полюс сурового отречения в Гейлигенштадтском завещании оттеняет сильней­шие эмоции, отразившиеся в семнадцатой сонате.

Эта соната есть, в сущности, продолжение и этическое завершение «лунной». Там драма роди­лась из сосредоточенного раздумья, из трепетно­го восторга души, прошла через созерцание об­манчивой красоты и закончилась великой трево­гой и гневом — еще не дающими развязки в пы­лу борьбы.

Соната op. 31 № 2 начинается борьбой, напря­женность и страстность которой весьма превышают соответственные качества финала «лунной». Но дальнейшее развитие музыки, по сравнению с «лунной», иное. Во второй части драме противо­поставлено мудрое, сосредоточенное спокойствие, а финал, несмотря на свою стремительность и тревожность, носит уже гораздо более объективный характер. Это новаторское соотношение час­тей во многом живо предвещает концепцию «аппассионаты» — вершины всего фортепианного творчества Бетховена.

Ромен Роллан, споря с Нолем, Нагелем, Фриммелем, отметил, что равновесию частей в сонате (d-moll «чего-то не хватает для того, чтобы дать полное душевное удовлетворение. Слишком тя­жел мелодический и психический состав первой части, слишком жидка и прозрачна ткань послед­ней части, сплетенная из воздушных паутинок. Произведение это, не имеющее противовеса, склонно опрокинуться. Без всякого сомнения Бетховен это чувствовал. И исправил в «Appassionata».

Но если даже признать за словами Ромена Роллана значительную долю правды, остается незамеченная им важнейшая эстетическая и эти­ческая победа концепции сонаты ор 31 № 2; вы­ход из страстных тревог и страданий, развернутых музыкой «лунной» и достигших тут (в первой части) своей вершины, намечен в утверждении народного начала, в слиянии через фольклор с печалями и радостями общества.

(Юрий Кремлев. Фортепианные сонаты Бетховена)

Copyright © Lunnaya-Sonata.Ru 2020-2021