Людвиг ван Бетховен


Соната для фортепиано №13 Es-dur, op.27 №1

В сонате 4 части:

1. Andante. Allegro
2. Allegro molto e vivace
3. Adagio con espressione
4. Allegro vivace


Смотреть видео сонаты для фортепиано №13 Es-dur, op.27 №1




Характеристика сонаты

Эта соната, посвященная ученице Бетховена, княгине Софии Лихтенштейн, была сочинена в 1801 и опубликована в 1802 году.

Отмечая, что соната ор. 27 №1 находится совершенно в тени по сравнению с сонатой ор. 27 № 2, Ленц все же признавал за первой достоинства «высокого вдохновения». Нельзя не согласиться и с мыслью Ленца, что в основе этой сонаты лежит импровизационность (это не исключает, конечно, продуманности целого).

Нагель полагал непопулярность сонаты несправедливой и находил в ней «бесконечное благородство чувств», страстность экспрессии, ярко выраженное моральное начало, столь типичное для творчества Бетховена.

Напротив, Ромен Роллан усматривал в сонате ор. 27 №1 светскую грацию, свободное и своеобразное возрождение салонной сонаты добетховенской поры. «Прав я или неправ, — писал Ромен Роллан по поводу этой сонаты, — но я вижу в ней гораздо меньше непосредственного отражения Бетховена, чем, сознательно или нет, образа любезной особы, которой соната посвящена: княгини Лихтенштейн, рожденной Фюрстенберг, светского создания, изящной и очаровательной, с изменчивыми настроениями, с чувствами отнюдь не глубокими, никогда целиком не захватывающими, мечтательность, возбуждение, капризность, иногда элегия или смеющаяся шаловливость, — все скользящее но поверхности».

На наш взгляд, оценка, данная Роменом Ролланом, проницательна, но недостаточна, так как не охватывает всего круга образов сонаты.

Как и соната ор. 26, данная соната не имеет ни одной формы сонатного allegro. Но, в отличие от двенадцатой сонаты, тут и первая часть имеет трехчастную форму. Кроме того, все части связаны непосредственными переходами (attacca).

(Юрий Кремлев. Фортепианные сонаты Бетховена)

Copyright © Lunnaya-Sonata.Ru 2020-2021