Людвиг ван Бетховен


Соната для фортепиано №12 As-dur, op.26

Время создания: 1800-1801 гг.
Посвящена князю Карлу фон Лихновскому.

В сонате 4 части:

1. Andante con variazioni
2. Scherzo and Trio: Allegro molto
3. Marcia funebre sulla morte d'un eroe
4. Rondo: Allegro


Смотреть видео сонаты для фортепиано №12 As-dur, op.26




Характеристика сонаты

Эта соната, опубликованная в 1802 году под названием «Большой сонаты» и посвященная князю Карлу Лихновскому, сочинялась, по-видимому, в 1799-1800 годах.

Ленц начинает сонатой ор. 26 разбор второго периода творчества Бетховена, признавая, впрочем, что точные границы установить трудно, поскольку элементы «второго стиля» имеются и в гораздо более ранних сонатах Бетховена.

Оценка сонаты op. 26, данная Ленцом, очень высока. Он усматривает в ней исключительное единство частей, «апофеоз формы» в согласии с «полетом мысли», называет сонату ор. 26 «быть может, самой совершенной из фортепианных сонат Бетховена».

Особенно привлекает Ленца в этой сонате пластичность фортепианной фактуры, отсутствие всего форсированного, чрезмерного. Надо думать, что именно эти черты послужили причиной того, что соната ор. 26 была любимой сонатой Шопена.

Однако не все согласны в оценке цельности сонаты op. 26. Так, уже Улыбышев, восторгавшийся ее музыкой полагал, что третья часть (похоронный марш) не связана с целым. Впоследствии единство замысла сонаты неоднократно ставилось под сомнение - вплоть до крайней оценки Ганса Бюлова, полагавшего, что части сонаты ор. 26 могут быть без ущерба переставлены.

Ромен Роллан попытался объяснить «недостаточную органичность» сонаты op. 26 тем же, чем соответственные черты сонаты ор. 10 №3. Он писал: «...комментаторы ломают себе голову, чтобы найти ключ к объяснению последовательности четырех частей, особенно смысла веселого allegro, следующего за похоронным маршем. В действительности Бетховен в то время совершенно не заботился (впоследствии он стал менее беззаботным) о столкновении этих впечатлений. Можно даже сказать, что он добровольно искал этого разнообразия. Из набросков видно, что он начал с того, что наметил последнюю часть, веселое Allegro, и что за ним он предвидел менуэт и мрачный марш в ля-бемоль-миноре. Очевидно, в то время он замыслил произведение из разнообразных отрывков, объединенных только стилем и колоритом тональностей».

Эти рассуждения Ромена Роллана можно принять лишь частично. Безусловно правильно, что в сонате ор. 26 нет того единства, как, скажем, в «Лунной» или «Аппассионате». Но нет оснований относить это за счет беззаботности Бетховена. Гораздо вернее видеть в этой сонате (да и в предыдущих) настойчивые поиски Бетховеном программности, эмоционально-сюжетного построения сонатного целого. Вернее потому, что только это способно объяснить весь исторический путь развития сонатного творчества Бетховена.

Двенадцатая соната вдобавок весьма примечательна своими формами, отражающими также новаторские искания Бетховена. В частности, эта соната совсем не имеет сонатного allegro, а первая часть ее написана в форме вариации. Эти моменты (равно как и использование жанра похоронного марша) не имеют прецедентов в предыдущих сонатах Бетховена.

Но общему своему характеру, общему тонусу соната ор. 26 как бы противостоит сонате ор. 22. Там, по метким словам Ромена Роллана. — недоступность «всякой чувствительности», здесь — господство чувств, из которых многие очень нежны и задушевны.

(Юрий Кремлев. Фортепианные сонаты Бетховена)

Copyright © Lunnaya-Sonata.Ru 2020-2021