Людвиг ван Бетховен


Соната для фортепиано №10 G-dur, op.14 №2

Соната посвящена баронессе Жозефине фон Браун, опубликована в 1799, однако написана, вероятно, ранее, между 1795 и 1799 гг.

В сонате 3 части:

1. Allegro
2. Andante
3. Scherzo: Allegro assai


Смотреть видео сонаты для фортепиано №10 G-dur, op.14 №2




Характеристика сонаты

В отличие от предыдущей эта соната поль­зуется широким расположением музыкантов. Именно к ней относятся, в особенности, слова Бетховена о двух принципах, о выражении в му­зыке споров противящихся друг другу начал (Согласно свидетельству Шиндлера, Бетховен, вспоминая в 1823 году прошлое, сочувственно отметил, что слушатели сонат op. 14 находили в них (и особенно в сонате ор. 14 № 2) «борьбу двух начал», «просящего и противящегося», «диалог между мужчиной и женщиной или влюбленным и возлюбленной»).

Тяготение Бетховена к реализму и программ­ности музыкальных образов побуждало его на­стойчиво формировать и выковывать рельефные, противоречивые образные контрасты. Это были контрасты человека и внешнего мира, человека и природы, контрасты противоборствующих эмоцио­нальных начал души, контрасты человеческих ин­дивидуальностей.

В сонате op. 14 № 2, согласно авторским пояс­нениям, следует, очевидно, видеть господство пос­леднего типа контраста. Это, конечно, не исклю­чает одновременного выражения противоборству­ющих элементов внутри души, концепции проти­воречий единого характера.

Бетховен не был первым, который стал насы­щать инструментальную музыку портретностью, придавать eй черти диалога (такие тенденции, например, весьма очевидны уже у Й. Гайдна). Новаторство Бетховена заключалось в формиро­вании столь правдивых и образных интонаций, ка­ких не было у его предшественников.

(Юрий Кремлев. Фортепианные сонаты Бетховена)

Copyright © Lunnaya-Sonata.Ru 2020-2021